Brotbufet.ru

ГастроБар "БротБуфет"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вера Шеина

Вера Шеина

Главная героиня повести Александра Куприна «Гранатовый браслет». Княгиня, дочь англичанки и татарского князя, жена князя Шеина, любит мужа и помогает тому избежать разорения.

История создания

Писатель Александр Куприн

Писатель Александр Куприн

Куприн начал работать над «Гранатовым браслетом» осенью 1910 года в то время, когда находился в Одессе. Первоначально писатель планировал написать небольшой рассказ, однако текст разросся, и в конечном счете работа над ним заняла три месяца. В октябре 1910 года Куприн уже занимался редактурой и «полировкой» повести. В письмах Куприн сообщал, что работа над рассказом продвигается с трудом из-за «светского тона», который выбрал автор, и невежества Куприна в вопросах музыки.

У героев повести есть реальные прототипы. Вера Шеина была списана Куприным с Людмилы Ивановны Любимовой, жены члена Государственного совета, в которую был влюблен некий телеграфный чиновник Желтиков.

Гранатовый браслет

Гранатовый браслет

Первая публикация «Гранатового браслета» состоялась в 1911 году в альманахе «Земля».

«Гранатовый браслет»

Полное имя героини — Вера Николаевна Шеина, девичья фамилия — Мирза-Булат-Тугановская. Отец героини был татарским князем, а мать — британкой. Мать Веры была красавицей, и дочь выросла похожей на нее. У Веры гибкая фигура и высокий рост, нежное, но гордое и холодное лицо, покатые плечи и красивые руки. Вера носит костюм, приличествующий аристократке, шляпу и перчатки. До замужества героиня училась в Петербурге, в Смольном институте благородных девиц. С тех времен у героини осталась подруга, знаменитая пианистка Женни Рейтер.

Вера Шеина в повести "Гранатовый браслет"

Вера Шеина в повести «Гранатовый браслет»

Характер у Веры спокойный и строгий, и при этом простой. С окружающими героиня общается любезно, но немного свысока и холодно, без дружелюбия. Вера демонстрирует независимый нрав и говорит властным тоном. Последние шесть лет героиня замужем за князем Василием Шеиным — предводителем губернского дворянства, человеком, который занимает видное положение в обществе. Кроме того, у Веры есть странный поклонник, который влюбился в героиню и начал «преследовать своей любовью» еще за два года до того, как Вера вышла замуж.

Героиня любит мужа и считает, что ее брак сложился удачно. Шеины живут на северном побережье Черного моря. Финансовые дела семьи обстоят скверно из-за того, что муж Веры князь Шеин, как человек, вращающийся в высшем обществе, вынужден постоянно подтверждать собственный статус, устраивая приемы и занимаясь благотворительностью. Внешний вид и обстановка князя также должны быть на уровне, приходится содержать лошадей и тратиться на дорогую одежду.

Внешность Веры Шеиной

Внешность Веры Шеиной

При всем этом имение и наследство перешли к Шеину от предков в уже весьма потрепанном виде. В результате Шеиным приходится жить выше средств, и они едва сводят концы с концами.

Вера всеми силами старается поддержать мужа в этой непростой ситуации и помочь тому удержаться от полного разорения. Героиня старается экономить в домашнем хозяйстве и во многом себе отказывает, но делает это незаметно для мужа. Некогда Вера испытывала к мужу страстную любовь, но это чувство давно прошло и сменилось верной и крепкой дружбой.

У героини есть младшая сестра Анна, к которой Вера привязана с раннего детства и до сих пор относится с теплотой и заботой. Еще у героини есть брат Николай — серьезный и чопорный молодой человек, который работает заместителем прокурора и имеет хорошие связи. Вера болезненно обожает детей своей младшей сестры. Собственных отпрысков у героини нет, но Вера мечтает обзавестись ими.

Вера Шеина читает письмо

Вера Шеина читает письмо

Вера Шеина суеверна и опасается числа «13». Героиня любит музыку, особенно сонаты Бетховена, и часто посещает концерты. Газет Вера, напротив, не любит, потому что те пачкают руки типографской краской. Кроме того, Вере не нравится язык, которым пишутся газетные заметки. У Веры азартный характер, и после обеда княгиня имеет привычку играть с младшей сестрой в покер.

Уже много лет Веру преследует некий поклонник, чьего имени героиня не знает. Этот человек пишет Вере письма, но героиня ни разу не видела его лица. Восемь лет назад этот поклонник увидел героиню в ложе цирка и воспылал к той страстной любовью. Сама героиня считает этого поклонника безумцем. Героиня не желает, чтобы ее преследовали, и просит загадочного поклонника «прекратить всю эту историю как можно скорее» и оставить ее в покое.

Желтков

Желтков

Фамилия тайного поклонника Веры — Желтков. Это бледный и нервный господин тридцати или тридцати пяти лет, мелкий чиновник, небогатый, но приятный, тактичный и скромный, снимает комнату в бедном доме. Поначалу герой ждал, что Вера ответит на его письма, но со временем перестал рассчитывать на взаимность и стал писать реже — на праздники и в день Вериных именин.

Читайте так же:
Салат фруктовый с творогом

Близкие Веры не воспринимают Желткова серьезно. Муж героини даже придумывает забавы ради повесть о княгине Вере и влюбленном телеграфисте, которой развлекает гостей.

Желтков тайно преследует Веру, знает, где бывает героиня, и даже способен в точности описать платье, которое было на ней надето. Герой хранит принадлежавшие Вере вещи, как реликвии. Например, платок, который Желтков украл, или программу выставки, которую Вера держала в руках, а потом забыла на стуле. При этом Желтков считает себя не маньяком, а всего лишь безответно влюбленным.

Вера Шеина из повести "Гранатовый браслет"

Вера Шеина из повести «Гранатовый браслет»

Однажды Желтков присылает Вере в подарок гранатовый браслет, который некогда принадлежал еще прабабушке героя. Этот подарок выводит из себя брата Веры, тот находит Желткова и требует, чтобы поклонник прекратил преследовать его сестру. Сама Вера не желает ни видеть Желткова, ни говорить с ним, и просит только оставить ее в покое.

Отношение Веры убивает Желткова, и тем же вечером герой кончает с собой, а Вера осознает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Героиня понимает, что боялась быть счастливой и променяла пламенную любовь бедного Желткова на надежный и лишенный потрясений брак с веселым и симпатичным князем Шеиным.

Дальнейшая биография Веры неизвестна.

Экранизации

Первая экранизация повести «Гранатовый браслет» состоялась в 1915 году. Это немой черно-белый фильм в жанре драмы, где роль Веры Шеиной исполнила актриса Ольга Преображенская. Фильм состоял из четырех актов и длился 4 часа. До нашего времени не сохранился.

Актриса Ариадна Шенгелая

Актриса Ариадна Шенгелая

В 1964 году вышла мелодрама «Гранатовый браслет» с Ариадной Шенгелая в роли Веры Шеиной. Фильм снят режиссером Абрамом Роомом. В фильме среди прочих персонажей присутствует образ самого Александра Куприна, которого сыграл актер Григорий Гай.

«Гранатовый браслет» краткое содержание по главам рассказа Куприна – читать онлайн

В середине августа на побережье Черного моря пришла непогода. Большая часть обитателей прибрежных курортов стала спешно переселяться в город, оставляя свои дачи. Княгиня Вера Шеина вынуждена была оставаться на даче, поскольку в ее городском доме шел ремонт.

Вместе с первыми днями сентября пришло тепло, стало солнечно и ясно, и Вера была очень рада чудесным дням ранней осени.

Глава 2

В день своих именин 17 сентября Вера Николаевна ожидала гостей. Муж с утра уехал по делам и должен был привезти гостей к обеду.

Вера радовалась, что именины пришлись на дачный сезон и можно не устраивать пышный прием. Семья Шеиных была на грани разорения, а положение князя обязывало ко многому, поэтому супругам приходилось жить не по средствам. Вера Николаевна, любовь которой к мужу давно переродилась в «чувство прочной, верной, истинной дружбы», как могла, поддерживала его, экономила, во многом отказывала себе.

Помочь Вере по хозяйству и принимать гостей приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Не похожие ни внешностью, ни характерами, сестры были очень привязаны друг к другу с детских лет.

Глава 3

Анна давно не видела моря, и сестры ненадолго присели на скамью над обрывом, «отвесной стеной падавшего глубоко в море» – полюбоваться прелестным пейзажем.

Вспомнив о приготовленном подарке, Анна вручила сестре записную книжку в старинном переплете.

Глава 4

К вечеру начали съезжаться гости. Среди них был генерал Аносов, друг князя Мирза-Булат-Тугановского, покойного отца Анны и Веры. Он был очень привязан к сестрам, они, в свою очередь, обожали его и называли дедушкой.

Глава 5

Собравшихся в доме Шеиных развлекал за столом хозяин, князь Василий Львович. У него был особый дар рассказчика: в основе юмористических повествований всегда лежало событие, случившееся с кем-нибудь из знакомых. Но в своих историях он так «сгущал краски», так причудливо соединял правду и вымысел и говорил с таким серьезным и деловым видом, что все слушатели смеялись без остановки. В этот раз история его касалась неудавшейся женитьбы брата, Николая Николаевича.

Вставая из-за стола, Вера непроизвольно пересчитала гостей – их оказалось тринадцать. И, поскольку княгиня была суеверна, ей стало неспокойно.

После обеда все, кроме Веры, сели играть в покер. Она собиралась выйти на террасу, когда горничная позвала ее. На стол в кабинете, куда зашли обе женщины, прислуга выложила небольшой пакет, перевязанный лентой, и объяснила, что его принес посыльный с просьбой передать лично Вере Николаевне.

Вера обнаружила в пакете золотой браслет и записку. Сначала она стала рассматривать украшение. В центре низкопробного золотого браслета выделялись несколько великолепных гранатов, каждый из которых был размером с горошину. Рассматривая камни, именинница повернула браслет, и камни вспыхнули, как «прелестные густо-красные живые огни». С тревогой Вера поняла, что огни эти похожи на кровь.

Читайте так же:
Тарталетки с крабовыми палочками

Потом она стала читать письмо. «Ах, это — тот!» — так подумала с недовольством княгиня, поняв, что автором послания был ее тайный поклонник.

Он поздравлял Веру с Днем ангела, просил не держать на него зла за то, что несколько лет назад осмелился писать ей письма и ожидать ответа. Просил принять в дар браслет, камни которого принадлежали еще его прабабушке. С ее серебряного браслета он, в точности повторив расположение, перенес камни на золотой и обращал внимание Веры на то, что браслет еще никто не носил. Он писал: «впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас» и признавался, что все, что теперь осталось в нем – «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность», ежеминутное желание счастья Вере и радость, если она счастлива.

Вера размышляла, стоит ли показывать подарок мужу.

Глава 6

Вечер протекал ровно и оживленно: играли в карты, разговаривали, слушали пение одного из приглашенных. Князь Шеин демонстрировал нескольким гостям домашний альбом с его собственными рисунками. Альбом этот был дополнением к юмористическим рассказам Василия Львовича. Рассматривающие альбом смеялись так громко и заразительно, что гости постепенно передвигались к ним.

Последняя история в рисунках называлась «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», и текст самой повести, по словам князя, еще «изготовлялся». Вера попросила мужа: «Лучше не нужно», но он то ли не услышал, то ли не обратил внимания на ее просьбу и начал свое веселое повествование о том, как княгиня Вера получала страстные послания от влюбленного телеграфиста.

Глава 7

После чая несколько гостей уехали, оставшиеся разместились на террасе. Генерал Аносов рассказывал истории из своей армейской жизни, Анна и Вера слушали его с удовольствием, как в детстве.

Перед тем, как пойти провожать старого генерала, Вера предложила мужу прочитать письмо, которое она получила.

Глава 8

По дороге к экипажу, ожидавшему генерала, Аносов разговаривал с Верой и Анной о том, что не встречал в своей жизни настоящей любви. По его представлению, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире».

Генерал спросил Веру о том, что в истории, рассказанной мужем, является правдой. И она с удовольствием поделилась с ним: «какой-то безумец» преследовал ее своей любовью и отправлял письма еще до замужества. Княгиня рассказала и о посылке с письмом. В раздумье генерал заметил, что вполне возможно, жизнь Веры пересекла «единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная» любовь, о которой мечтает любая женщина.

Глава 9

Проводив гостей и вернувшись в дом, Шеина включилась в разговор брата Николая и Василия Львовича. Брат считал, что «глупости» поклонника нужно немедленно прекратить – история с браслетом и письмами могла испортить репутацию семьи.

После обсуждения, как поступить, решено было, что на следующий день Василий Львович с Николаем найдут тайного обожателя Веры и, потребовав оставить ее в покое, вернут браслет.

Глава 10

Шеин и Мирза-Булат-Тугановский, муж и брат Веры, нанесли визит ее поклоннику. Им оказался чиновник Желтков, мужчина лет тридцати-тридцати пяти.

Николай сразу объяснил ему причину прихода – своим подарком тот преступил черту терпения близких Веры. Желтков сразу согласился с тем, что виноват в преследовании княгини.

Обращаясь к князю, Желтков заговорил о том, что любит его жену и чувствует, что никогда не сможет разлюбить ее, и все, что остается ему – смерть, которую он примет «в какой угодно форме». Прежде, чем говорить дальше, Желтков попросил разрешения отлучиться на несколько минут, чтобы позвонить Вере.

Во время отсутствия чиновника в ответ на упреки Николая в том, что князь «раскис» и жалеет поклонника жены, Василий Львович объяснил шурину, что чувствует. «Этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». Князю не просто жаль было этого человека, он понял, что стал свидетелем «какой-то громадной трагедии души».

Вернувшись, Желтков попросил разрешения написать последнее письмо Вере и обещал, что больше о нем посетители не услышат и не увидят его. По просьбе Веры Николаевны он «как можно скорее» прекращает «эту историю».

Читайте так же:
Картофельный салат по американски

Вечером князь передал супруге подробности визита к Желткову. Она не удивилась услышанному, но была слегка взволнована: княгиня почувствовала, что «этот человек убьет себя».

Глава 11

Следующим утром из газет Вера узнала, что из-за растраты государственных денег чиновник Желтков покончил с собой. Весь день Шеина думала о «неведомом человеке», которого ей так и не пришлось увидеть, не понимая, почему предчувствовала трагическую развязку его жизни. Вспомнила она и слова Аносова о настоящей любви, возможно, встретившейся на ее пути.

Почтальон принес прощальное письмо Желткова. Тот признавался, что любовь к Вере расценивает как огромное счастье, что вся его жизнь заключена только в княгине. Просил простить за то, что «неудобным клином врезался в жизнь» Веры, благодарил просто за то, что она живет на свете, и прощался навсегда. «Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое», – писал он.

Прочитав послание, Вера сказала мужу, что хотела бы поехать посмотреть на человека, который любил ее. Князь поддержал это решение.

Глава 12

Вера нашла квартиру, которую снимал Желтков. Ей навстречу вышла хозяйка квартиры, и они разговорились. По просьбе княгини женщина рассказала о последних днях Желткова, потом Вера зашла в комнату, где он лежал. Выражение лица покойного было таким умиротворенным, как будто человек этот «перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь».

На прощанье хозяйка квартиры рассказала Вере, что в случае, если вдруг умрет и к нему попрощаться придет женщина, Желтков просил передать ей, что лучшее произведение Бетховена – его название он записал – «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».

Вера заплакала, объяснив свои слезы тягостным «впечатлением смерти».

Глава 13

Домой Вера Николаевна вернулась поздно вечером. Дома ее ждала только Женни Рейтер, и княгиня бросилась к подруге с просьбой что-нибудь сыграть. Не сомневаясь, что пианистка исполнит «то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков», княгиня с первых аккордов узнала музыку. Душа Веры как будто разделилась на две части: одновременно думала о повторяющейся раз в тысячу лет любви, которая прошла мимо, и о том, почему именно это произведение она должна слушать.

«В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Слова эти были о великой любви. Вера плакала о прошедшем мимо чувстве, а музыка будоражила и успокаивала ее одновременно. Когда звуки сонаты стихли, княгиня успокоилась.

На вопрос Женни, почему она плачет, Вера Николаевна ответила только ей понятной фразой: «Он меня простил теперь. Все хорошо».

В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо‑запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто‑то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега.

Обитатели пригородного морского курорта – большей частью греки и евреи, жизнелюбивые и мнительные, как все южане, – поспешно перебирались в город. По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами: тюфяками, диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами. Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским; на горничных и кухарок, сидевших на верху воза на мокром брезенте с какими‑то утюгами, жестянками и корзинками в руках, на запотевших, обессилевших лошадей, которые то и дело останавливались, дрожа коленями, дымясь и часто нося боками, на сипло ругавшихся дрогалей, закутанных от дождя в рогожи. Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью, с изуродованными клумбами, разбитыми стеклами, брошенными собаками и всяческим дачным сором из окурков, бумажек, черепков, коробочек и аптекарских пузырьков.

Читайте так же:
Салат из свиного языка

Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла покинуть дачи, потому что в их городском доме еще не покончили с ремонтом. И теперь она очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению, чистому воздуху, щебетанью на телеграфных проволоках ласточек, сбившихся к отлету, и ласковому соленому ветерку, слабо тянувшему с моря.

«Гранатовый браслет» (1910)

В повести «Гранатовый браслет» показан конфликт идеальной любви со средой, в которой нет места для идеала, быть может, поэтому темы любви и смерти сопрягаются изначально, с первых страниц произведения Куприна. Сначала – в фарсе рассказа князя Василия Львовича о «влюбленном телеграфисте» («Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон духов, наполненный его слезами»), потом княгиня Вера получает подарок – гранатовый браслет, в котором гранаты «сияют, точно кровь». Потом – слова генерала Аносова: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»?.

Основная тема повести Куприна – сущность любви как особой стихии не только в жизни человека, но и в мироздании. Что есть любовь – привычка, рабство, эгоистичная страсть? Куприн пытается снять с этого вечного понятия пласты лжи, фальши, обнаружить его истинную сущность.

У Куприна часто любовь приводит к смерти. Истинная любовь не связана никакими условностями, свободна от социальных рамок, не зависит от общественного положения любящих – этим и прекрасна. Умение любить – как талант – дано немногим, и те, к кому пришла такая любовь, что «бывает раз в тысячу лет», — счастливейшие люди, даже если эта любовь неразделенная. Именно таким талантом любви обладал Желтков – мелкий чиновник с такой прозаичной фамилией.

Рассказы генерала Аносова, на первый взгляд не имеющие отношения к истории любви Желткова, на самом деле играют важную роль: оттеняют глубину и возвышенность чувств главного героя. В любви Желткова не было рабского подчинения, самоуничижения или потери личности; была значительность, а вовсе не ущербность чувства, ставшего единственным содержанием и смыслом жизни. На протяжении семи лет любовь к Вере Николаевне была для Желткова счастьем, несмотря на невозможность их земного соединения. Герой Куприна ощущал не замкнутость, а, напротив, разомкнутость жизни в бесконечность духовных сфер. В словах Желткова – благодарение Богу за такой дар.

В облике Желткова, с одной стороны, чувствуется какая-то нервическая слабость, ранимость, с другой – что-то непрозаичное, необыденное, утонченное, так странно не согласующееся ни с его прозаичной фамилией, ни с убогой обстановкой жилища, ни с положением мелкого чиновника. Ощущение этого диссонанса усиливается при сопоставлении Желткова с князем Шеиным и братом княгини Веры Николаем Николаевичем. Николай Николаевич, человек надменный, ограниченный, несгибаемо-жесткий, даже и представить не в состоянии, что такой, как Желтков, может любить на протяжении семи лет женщину, абсолютно недоступную для него. Именно поэтому сказанная им нелепая фраза о «власти», к которой можно обратиться, в его понимании вовсе не звучит странно. Странной и комичной она является лишь для Желткова: «Простите, как Вы сказали? – спросил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. – Вы хотели обратиться к власти? Именно так Вы сказали?» После фразы о «власти» Желтков понимает, кто перед ним. До этого неловкий и смущенный, он чувствует свое превосходство перед Николаем Николаевичем и князем Шеиным; Желтков говорит с ними уже с высоты своего чувства, вознесшего его над житейской суетой, открывшего ему иной, неведомый другим мир. Желтков говорит с ними с высоты своей любви и своей трагедии, и князь Шеин уже не может «паясничать», он подавлен огромностью переживаний, недоступных ему самому.

Есть в повести Куприна еще одна сюжетная линия, также выявляющая силу настоящей любви, — линия душевного пробуждения княгини Веры. Ключевым в первом описании Веры Николаевны становится слово «холодно»: «Вера, с «нежным, но холодным и гордым лицом, была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Очевидна схожесть душевного состояния княгини Веры с осенним пейзажем начала повести – те же холодная середина августа и начало сентября, та же пышная, высокомерная и холодная красота георгинов. Мраморная красота Веры Николаевны не сделала ее абсолютно счастливой: любовь к мужу давно превратилась в привычку, детей не было, и жизнь уже не обещала чуда.

Читайте так же:
Салат «Золотой петушок»

Однако любовь как духовная сила оказывается настолько всевластной, что побеждает саму смерть: любовь не умирает вместе с Желтковым, она пробуждает княгиню Веру, открывает в ней мир неведомых чувств. Вера Николаевна впервые ощутила любовь как «чудо, тайну, трагедию». Единственный разговор между Верой и Желтковым происходит уже после его смерти: его слова Вера слышит в музыкальных фразах бетховенской «Аппассионаты». Именно музыка распахивает для Веры сферы духа, в которых живут и любовь, и творчество, и в которых так естественно и свободно одна душа может услышать и понять другую. В финальных строках повести чувствуется печаль – однако не тяжелая печаль позднего и невозможного раскаяния, а тихий свет понимания, прощения, благодарения судьбе.

«Гранатовый браслет» (главные герои)

Предлагаем вашему вниманию список главных героев повести Куприна «Гранатовый браслет» с их характеристиками и описаниями.

Вера Николаевна Шеина – княгиня. Чувство любви переросло в чувство крепкой, настоящей и прочной дружбы. Она поддерживала мужа во всем, помогала удержаться от полного разорения, старалась быть экономной. Вера лицом была похожа на мать. У Веры Николаевны детей не было, хотя она очень хотела детей, и свою любовь отдавала своим племянникам. Вера была с окружающими ровной, любезной и «царственно спокойной».

Николай Николаевич, брат Веры, товарищ прокурора, холостяк.

Анна Николаевна Фриессе, сестра Веры Николаевны, замужняя дама, выпускница Смольного. Мужа своего терпеть не могла. Внешность унаследовала от отца, татарского князя. Лицо имела выраженно монгольского типа. Она была некрасива, но грациозна. Анна Николаевна имела двух детей, мальчика и девочку. Анна словно была соткана из противоречий. Она могла флиртовать, как говорится, налево и направо, но при этом никогда не изменяла мужу. Отправляясь на балы, она открывала спину, грудь и плечи больше, чем это допускалось этикетом, но про нее говорили, что под платьем на нее надета власяница.

Густав Иванович Фриессе – муж Анны. Это был некрасивый мужчина с гладко обтянутым блестящей кожей лицом, прилизанными светлыми волосами и ввалившимися глазами. Он был до сих пор влюблен в свою жену, ухаживал за ней влюбленно и самодовольно.

Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. В компании – это невероятно остроумный рассказчик, который брал за основу реальное событие, а потом оплетал его придуманными, невероятными сюжетами и эпизодами.

Людмила Львовна Дурасова – сестра князя Василия Львовича. Женщина полной комплекции, добродушная и весьма молчаливая.

Васючка – светский шалопай, молодой и богатый, приятный в обществе. Васючка хорошо пел и декламировал, умел делать представления. Его приглашали в обществе за его артистические данные.

Женни Рейтер – известная пианистка и подруга Веры Николаевны по Смольному институту

Спешников – профессор, толстый, бритый господин невероятно огромных размеров.

Фон Зек – вице губернатор, приличный, скучный, туповатый немец.

Генерал Аносов Яков Михайлович – серебряный старец, высокий, тучный, страдал плохим слухом и пользовался слуховым рожком. У него были грубые черты лица, но добродушно-величавое, слегка презрительное выражение в глазах. Это был простой, мужественный человек, неоднократно смотревший смерти в лицо. Он был давним другом отца Анны и Веры – Князя Мирза-Булат-Тугановского.

Пономарев – полковник, худой желчный человек, состарившийся прежде времени от непосильной канцелярской работы.

Бахтинский – гвардейский гусарский поручик. Замечательный танцор и несравненный распорядитель балов и буян.

Желтков – поклонник Веры Николаевны. Мужчина высокого роста, худощавый, с длинными мягкими волосами, нежным девичьим лицом упрямым подбородком и голубыми глазами. На вид ему было не больше 35 лет. Это был утонченный образованный человек с тонким вкусом, но явно бедный. Снимал простенькую, дешевую квартиру. Он служил в контрольной палате, и по службе допустил растрату. 8 лет он безумно любил Веру Николаевну, и на именины прислал ей золотой браслет с гранатами. Он покончил с собой не столько из-за растраты, сколько потому, что чувствовал, что не может жить без Веры Николаевны. Он застрелился, но перед этим написал ей последнее письмо.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector