Brotbufet.ru

ГастроБар "БротБуфет"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ русской народной сказки Гуси-лебеди

Анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Многоуровневая структура художественного текста на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди». Выявление особенностей структурных компонентов и их взаимосвязей. Трансформация мифа в сказке. Признаки волшебной сказки. Тема сказки «Гуси-лебеди».

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления15.10.2015
Размер файла40,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

1) определение родовой принадлежности и жанра произведения;

2) определение темы произведения, включая приемы и средства ее раскрытия;

3) определение проблематики (социальной, психологической, этической и т.д.) с указанием на ее разрешение;

4) характеристика системы образов с разделением на главных и второстепенных персонажей, определением их функций;

5) характеристика главного героя (имя, портрет, речь, бытовые детали, степень участия в конфликте и т.д.);

6) определить конфликты и их характер;

7) определить основные и второстепенные сюжетные линии, обозначить элементы сюжета, его осложнения внесюжетными элементами, определить, является ли сюжет средством раскрытия проблемы;

8) описание архитектоники текста, включая определение количества, характера и соотношения друг с другом разных планов повествования, указание особых композиционных приемов.

9) описание особенностей художественного времени и пространства произведения;

10) характеристика лексического состава текста, синтаксических и мелодических особенностей, изобразительно-художественных средств речи;

11) описание идейно-эмоциональной ориентации героев, идейного идеала произведения, формулировка художественной идеи произведения.

Анализируя русскую народную сказку «Гуси-лебеди», следует учитывать и то, что сказка как жанр — трансформация мифа, и особенности устного народного творчества.

Анализ сказки опирается на достижения фольклористики в сфере волшебной народной сказки, а именно работы В.Я. Проппа, Э.В. Померанцевой, Н.М. Ведерниковой и т.д.

Сказка относится к эпосу как роду литературы, является малым прозаическим жанром устного народного творчества. «Сказка — древнейший народный жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. В сказках проявляются характер народа, его мудрость и высокие моральные качества [5]».

В свою очередь сказки классифицируются на тематические виды. В фольклористике существует проблема классификации вследствие нечеткости границ жанров. В «Словаре литературоведческих терминов» под реакцией С.П. Белокуровой сообщается о трех видах сказок: волшебных, сказках о животных и бытовых [3]. В сравнительном указателе сюжетов Н.П. Андреева указаны сказки о животных и собственно сказки, среди которых выделяют волшебные, легендарные, сказки об одураченном черте, и анекдоты [1]. В учебнике Милюгиной Е.Г. выделяются сказки кумулятивные, волшебные, бытовые [6]. Волшебные сказки являются наиболее определенным жанром фольклорной сказки. Признаки волшебной сказки проявляются на уровне сюжета, системы образов, конфликта. Такую сказку можно узнать по персонажам с чудесными, магическими способностями, чудесным предметам, обретающим дар речи. В сказке «Гуси-лебеди» «говорящими» и символическими образами становятся печь, яблоня и молочная река, кисельные берега. В волшебной сказке сталкиваются в поединке враждебные и дружественные человеку силы, смелым и добрым всегда достается награда.

Тема сказки «Гуси-лебеди» — похищение злыми силами маленького мальчика и спасение его своей старшей сестрой. В учебнике Е.Г. Милюгиной волшебные сказки разделены на тематические подвиды, среди которых — сказки о детях, ведьмах и людоедах. В исследовании В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» проанализированы подобные сюжеты. Автор делает вывод, что перед нами изображение обряда посвящения юношей, когда они вступают в половозрелый возраст. Детей уводят в лес, где они умирают и рождаются заново с новыми качествами и умениями. Баба-яга и избушка на курьих ножках изображают суть обряда и место его свершения. Со временем необходимость такого обряда отпала. Поскольку он был довольно жестоким, то вызывал страх, а после и неодобрительное отношение. Так возник миф, изображающий обряд как намерения злых сил погубить детей. Миф трансформировался в сказку. Следовательно, «Гуси-лебеди» в основе имеют историю об обряде инициации, в котором участвовала девочка. Встречу с печью, яблоней, рекой и спасение брата можно интерпретировать как ее задания [7].

Проблема в сказке воспитательная: нарушение родительского запрета влечет за собой трагические последствия для девочки. В поисках брата она опять ошибается, невежливо отвечая печи, яблоне, речке. И только после проявления уважения к ним она получает помощь и выходит из затруднительной ситуации. В подобной трактовке сказка предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Упрощенно она выглядит как развернутая традиционная страшилка — «не будешь слушаться, Баба Яга заберет», «не ложись на бочок — придет серенький волчок». Ребенок должен сделать вывод, что нарушение запретов родителей и неуважительное отношение к старшим ввергнет его в беду, из которой он должен будет выручать себя сам. Однако необходимо помнить, что сказка возникла не с воспитательной целью.

сказка волшебная художественный текст

Характеризуя систему образов, необходимо обратиться к исследователям русской волшебной сказки. Милюгина Е.Г. предлагает анализ системы образов осуществить посредством следующих этапов:

· содержательный анализ сказки; выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;

· определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей — портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);

· обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;

· определение специфики волшебной сказки через особенности ее системы образов [6].

Существует два варианта сказки «Гуси-лебеди»: первый находится в сборнике А.Н. Афанасьева, второй является версией А.Н. Толстого. Оба варианта рассказывают о семье, в которой старик и старуха (мужик да баба), у них дочка да сынок маленький. Родители, уходя на работу, просят старшую дочку присмотреть за братом. Та забывает, оставляет мальчика оного, и его забирают гуси-лебеди. У них устойчивая репутация похитителей детей. Девочка пускается в темный лес на поиски, встречает там печь, яблоню и молочную реку, просит у них помощи, но дары их отвергает довольно презрительно. По версии А.Н. Афанасьева девочке указывает дорогу еж, которого она не толкнула. По версии А.Н. Толстого героиня находит дорогу самостоятельно. Братец находится у Бабы-Яги. Зачем она его похитила, неизвестно. Девочка подкрадывается, хватает мальчика и убегает. У Толстого момент пребывания у Бабы-Яги развернут. Девочка обращается к Яге, та предлагает ей работу и уходит. Тут на помощь ей приходит мышка и за еду сообщает об опасности, а затем и помогает обмануть Бабу-Ягу, чтобы выиграть время. На обратном пути детей хотят поймать гуси-лебеди, но девочка просит помощи у речки, яблони и печи, принимает их дары и так благополучно добирается домой.

Используя терминологию В.Я. Проппа, в сказке есть герой-искатель (Девочка), антагонисты — гуси-лебеди и Баба-Яга, волшебные помощники — печь, яблоня, река, еж или мышка. Мальчика В.Я. Пропп называет искомым персонажем либо испытателем [8]. В этих названиях заключены функции героев.

Из сказки имени девочки мы не знаем, возраста тоже. Можно сказать, что она сестра старшая, не маленькая, в отличие от брата. Также в тексте сказки называют ее «девушкой» в тот момент, когда она принимает решение пуститься в погоню за лихими похитителями в неизведанный темный лес: «Девушка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять [2]». В течение сказки мы видим ее взросление. Сначала она ведет себя легкомысленно и безответственно: «посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась [2]». При встрече с испытаниями она проявляет заносчивость и неучтивость, отказывается от даров волшебных помощников: «О, у моего батюшки пшеничные не едятся! [2]». При встрече с ежиком девочка не толкнула его только потому, что боялась уколоться. Тем не менее, подобное примирительное поведение и в дальнейшем помогает ей выйти победителем из сложной ситуации. Такие качества как заносчивость и гордыня ликвидируются под давлением испытаний, девочка учится проявлять сочувствие, уважение к старшим, жить в гармонии с окружающим миром.

Гуси-лебеди — распространенный образ для мифов и фольклорных сказок. Их называют психофорами и медиаторами [10], посредниками между миром мертвых и миром живых. Они несут мальчика в мир иной. Лебедь верх и низ — воду и воздух. Лебединые перья и пух ассоциируются со снегом, хотя сами птицы приносят весну. Лебедь связан с женскими божествами в мифах разных народов [10]. Неслучайно ими повелевает Баба Яга.

Баба-яга здесь похититель, вредитель, антагонист. По версии Афанасьева А.Н. она похищает с помощью гусей-лебедей братца. По версии Толстого А.Н. она собирается съесть девочку. У Афанасьева дается портрет яги: «В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная [2]». Яга — хозяйка темного леса, всех зверей, совершенно ясно, что она повелевает гусями-лебедями. Она живет в избушке на курьих ножках — заставе на границе в мир мертвых, куда приводят молодежь, достигшую полового созревания для обряда инициации [7].

Печь, река и яблоня олицетворяют мотив дороги, связь между мирами. Печь связана с огнем, с дымом, уходящим по трубе вверх. Дерево — вертикаль, связующая три горизонтальных уровня бытия. Река — показатель переходного периода из жизни в смерть (Стикс, Смородина), так и символ времени (Лета). Есть небесные реки, именно они молочные и медовые. Неслучайно часть звездного неба называется Млечным Путем. Возможно, девочка не смогла воспользоваться помощью, потому что ей нужна была дорога вниз. Ей помогает еж, близкий к подземному, «нижнему» миру [10].

Помощники девочки олицетворяют окружающий мир, навыки для жизни в котором и вырабатывает обряд посвящения. Оказавшись во власти природы, вдалеке от дома, человек должен уметь пользоваться ее дарами и избегать ее опасностей. Отведать яблок и напиться из реки — условия выживания, необходимые, чтобы не умереть в темном лесу от голода и жажды. Печь может быть воплощением очага или огня, который также необходим человеку в лесу, чтобы уберечься от хищников ночью и не замерзнуть. Помощники еж и мышь, по версии В.Я. Проппа, могут быть результатом тотемизма, когда человеку помогал его покровитель-тотем [9].

Конфликт в сказке есть внешний и внутренний. Внешний — это противостояние добра и зла, семейного благополучия и коварных происков бабы-яги. Внутренний происходит в самом герое. Девочка вынуждена отказаться от линии поведения капризного и избалованного ребенка, чтобы выдержать испытание.

Сюжет сказки линейный, «одноходовой» [8], не осложненный внесюжетными элементами наличием нескольких сюжетных линий. Очевидно, что сюжет является средством реализации темы и проблематики сказки. Показателями идейной нагрузки являются действия героев и многочисленные детали.

В.Я. Пропп анализирует волшебные сказки не с точки зрения темы и идеи, а сточки зрения ее устойчивой архитектоники и функций действующих лиц. Исследователь утверждает, что все волшебные сказки вписываются в определенный набор структурных компонентов сюжета, соединенных между собой в определенной последовательности. Ниже приводится авторский анализ архитектоники сказки «Гуси-лебеди» [8]:

«Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький 1 .

1. Начальная ситуация (i).

«Дочка, дочка, — говорила мать, — мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек: будь умна, береги братца, не ходи со двора» 2 .

Салат «Идейный» с копченой курицей

Моя семья.
Изображение

Изображение

А так меня дома встречают.
Изображение

Начни с себя.
Просим. Просим.

Фотки в салате не будет т.к. спиртное не употребляю.А бутылку на стол поставил для пущей важности.
Ещё фотки:
На погрузке
Изображение
Изображение
Напарник:
Изображение
Изображение
Суксун:
Изображение
Краснокамск:50 рублей за резину.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ну мне тоже есть что показать:
Изображение
Волгоград.

Изображение
Краснодарский край, горят поля.

Изображение
Ростов — Краснодар, через Азов.

Изображение
Морозовск — Волгоград, танкисты на марше.

Изображение
Вид на Саратовское водохранилище с нового моста.

Изображение
Мост "Линолиум", Казань.

Изображение
Зарождение циклона, Казань — Мелекес.

Вегетарианская селедка под шубой: 5 рецептов

В данном варианте заменой селедки выступает нори. Изысканным же дополнением является яблоко. Вкус такого салата просто не может быть неоцененным, ведь и вкусно же, и полезно.

Потребуются:

  • 2 свеклы;
  • 3 картофеля;
  • 2 яблока;
  • 3 листочка нори;
  • 50 гр. легкого майонеза.

Селедка под шубой способ приготовления:

  1. Корнеплоды помыть, отварить и остудить. Затем очистить и натереть на терке.
  2. Первым в салатник помещаем отваренный и измельченный картофель, смазываем майонезом.
  3. Далее выкладываем листочек нори.
  4. Яблоки нужно помыть, натереть и выложить следующим слоем. Заправить соусом.
  5. Вновь добавляем листик нори.
  6. Еще один листик нори покрываем свекольным слоем и майонезом.
  7. Салат не менее трех часов настаиваем в холодильнике. За это время он пропитается, а нори размякнут и приобретут нужную, приятную консистенцию.
  8. Перед подачей можно украсить закуску кусочками овощей или фруктов, зеленью.

Важно! В отличие от классической рецептуры, веганская «Шуба» достаточно пресная, и что бы достичь нужного вкусового эффекта, все слои немного подсаливаются.

Рецепт 1: Вегетарианская селедка под шубой — самая простая

  • Картофель — 4 шт.
  • Морковь — 2 шт.
  • Адыгейский сыр — 150 г.
  • Морская капуста — 70-100 г.
  • Свекла — 1-2 шт.
  • Сметана — 250 г.
  • Соль — 1/4 ч.л.

Описание приготовления

Вегетарианский салат «Шуба» – это вариант популярного салата «Сельдь под шубой», только селёдки в ингредиентах нет. Морская капуста и сыр вносят новые вкусовые нотки в хорошо известный рецепт. Может быть, именно в таком виде это блюдо будет частым гостем на вашем столе!

Что понадобится:

  • крупная тёрка.

Пошаговый рецепт с фото

Салат “под шубой” вегетарианский отличается от традиционного тем, что в составе вместо селёдки используется морская капуста. В период поста в продаже предлагается несколько видов соуса “постный майонез”, имитирующего привычный майонез. Попробуйте “вегетарианскую шубу” в новогодние праздники, если вы соблюдаете рождественский пост, хотя, такой салат может быть по вкусу и не постящимся.

Моей семье “вегетарианская шуба” очень понравилась и поступило предложение как-нибудь приготовить и “селедку под шубой” с морской капустой в составе!

Картофель, свеклу и морковь нужно сварить, например, на пару в мультиварке и затем охладить.

Очистите овощи. Лук тонко или мелко нашинкуйте, картофель, свеклу и морковь натрите.

Уложите слой из тертой картошки, не утрамбовывайте его. Сверху немного лука и сеточку из соуса.

С морской капусты слейте сок и уложите следующим слоем.

Затем сделайте слой из моркови и повторите сеточку из соуса.

Последний слой – тертая свекла и снова соус.

Готовим постный салат под шубой к новому году

Салат вегетарианский “под шубой” готов.

Вегетарианский салат селедка под шубой

кулинарка из деревни

Подписаться на автора

Понравился рецепт?
Скажите автору Спасибо! Или оцените иначе …

Калорийность продуктов, возможных в составе блюда

  • Картофель в мундире – 74 ккал/100г
  • Картофель жареный – 192 ккал/100г
  • Картофель зрелый – 80 ккал/100г
  • Картофель отварной – 82 ккал/100г
  • Картофель печеный – 70 ккал/100г
  • Картофельное пюре – 380 ккал/100г
  • Сметана – 210 ккал/100г
  • Сметана 10 % – ной жирности – 115 ккал/100г
  • Сметана 20 % – ной жирности – 210 ккал/100г
  • Сметана 25 % – ной жирности – 284 ккал/100г
  • Сметана 30 % – ной жирности – 340 ккал/100г
  • Свекла – 40 ккал/100г
  • Свекла отварная – 49 ккал/100г
  • Сушеная свекла – 278 ккал/100г
  • Морковь – 33 ккал/100г
  • Морковь отварная – 25 ккал/100г
  • Сушеная морковь – 275 ккал/100г
  • Масло из грецкого ореха – 925 ккал/100г
  • Орехи грецкие – 650 ккал/100г
  • Черный грецкий английский орех – 628 ккал/100г
  • Черный грецкий персидский орех – 651 ккал/100г
  • Плавленый сыр 45 % – ной жирности – 294 ккал/100г
  • Плавленый сыр 60 % – ной жирности – 354 ккал/100г
  • Сыр «виола» – 307 ккал/100г
  • Сыр «мегле» – 590 ккал/100г
  • Сыр «сыр «шавру» (козий) – 173 ккал/100г
  • Сыр «тартар» – 348 ккал/100г
  • Корица – 247 ккал/100г
  • Перец черный молотый – 255 ккал/100г
  • Майонез «провансаль» – 627 ккал/100г
  • Майонез легкий – 260 ккал/100г
  • Майонез Провансаль – 624 ккал/100г
  • Майонез салатный 50 % – ной жирности – 502 ккал/100г
  • Майонез столовый – 627 ккал/100г
  • Морская капуста – 5 ккал/100г
  • Соль – 0 ккал/100г
  • Молотый кориандр – 25 ккал/100г
  • Мускатный орех – 556 ккал/100г

Калорийность продуктов: Картошка, Свекла, Морковь, Плавленый сыр, Морская капуста, Сметана, Майонез, Грецкие орехи, Соль, Перец черный молотый, Корица, Мускатный орех, Молотый кориандр

Салат «Под шубой»

Как это «Сельдь под шубой» без сельди? Просто, а главное — очень вкусно. Когда я готовлю этот салат для своих близких, у меня всегда спрашивают: «А он точно без сельди? Точно-точно?». Салат очень напоминает классическую версию, но в нем вместо сельди, которую едят и любят далеко не все, вкусные и полезные водоросли нори.

Нам потребуется:

  • картофель 3 шт
  • морковь — 3 шт
  • свекла — 2 шт
  • 1 упаковка листов нори
  • сметана
  • оливковое или подсолнечное масло
  • специи

Салат готовится традиционно слоями: картофель — соус — лист нори — соус — морковь- соус — лист нори — соус и т.д. Верхний слой — свекла с соусом. Специи и соль добавляем по вкусу.

Наш салат получился очень вкусным и сочным. Приятного аппетита!

Пусть ваши столы всегда ломится от вегетарианских лакомств. Не отказывайте себе в любимых блюдах!

Веганская селедка под шубой

Это, пожалуй, самая необычная из всех известных рецептур. Уж очень много в рецепте участвует продуктов, которые ну никак нельзя назвать стандартными.

Потребуются:

  • 1 свекла;
  • 20 гр. лимона;
  • 70 гр. топинамбура;
  • 1 лист водорослей нори;
  • 1 морковь;
  • 5 гр. пыльцы цветков;
  • 10 гр. петрушки;
  • 10 гр. зелени лука;
  • 10 гр. оливкового масла;
  • 50 гр. сыра;
  • 30 гр. росточков сои.

Веганская селедка под шубой традиционный рецепт:

  1. Свеклу и морковь помыть, отварить и остудить. Уже в холодном виде их очищают и измельчают.
  2. Используя терку измельчить топинамбур.
  3. Морковь и топинамбур соединить в одной емкости, к ним добавить сок лимона, а если есть такая необходимость, то еще соль и перец, но это уже дело вкуса.
  4. В морковную смесь всыпать половину указанного в рецептуре сыра и все перемешать, после чего выложить на блюдо.
  5. Водоросли как можно более мелко нарезать и ненадолго погрузить в воду, чтобы они немного размякли.
  6. Только в размоченном виде водоросли присоединить к уже расположенным в форме продуктам.
  7. На следующем этапе измельчаем зеленый лук и петрушку, рассыпаем следующим слоем.
  8. Поверх зелени помещаем оставшийся неизрасходованным до этого момента сыр и покрываем его свекольным слоем.
  9. Сверху блюдо аккуратно присыпается пыльцой из цветков.
  10. Естественно перед подачей салат должен настояться. Закуске достаточно пробыть в холодильнике пол часа, чтобы приобрести нужную консистенцию и получить непревзойденный вкусовой оттенок.

Веганская «Селедка под шубой» – это оригинальное решение для тех, кто предпочитает не употреблять в пищу мясо и рыбу. Помимо того, салат обладает огромным количеством полезных свойств. Низкая калорийность блюда также немаловажный фактор, который для многих имеет особое значение в силу определенных обстоятельств. Водоросли хоть еще и не обрели популярность среди жителей нашей страны, но все чаще используются в кулинарии. И не напрасно. Вкус у них хоть и специфический, но просто изумительный. А при соблюдении всех правил приготовления создается удивительное кулинарное чудо, которое просто не может не понравиться. Все больше и больше людей, пробовавших готовить рецепт салата печень под шубой, становятся его ярыми поклонниками.

Готовить селедку под шубой просто! Даже самое простое блюдо в оригинальной подаче, как например, шуба в лаваше, шуба в рулетике или салат желе с сельдью – украсит не только обеденный, но и праздничный стол!

Рецепт 4: Вегетарианская шуба без селедки с солеными грибами

Вегетарианский аналог сельди под шубой

Наверное, шубку с сельдью любят многие. Засада в салате – это косточки, хотя сейчас, наверное, все покупают очищенное филе. Мы готовим свой вариант салата. Идейный вдохновитель – друг. Мы раньше делали просто «шубу» или мимозу, а друзья угостили нас как-то вариантом с постным соевым майонезом и солеными вешенками (их они мариновали в уксусе и со специальными специями для рыбы). Я решила сделать с груздями солеными, вешенок не было.

Картофель отварной 200 грамм,
Морковь отварная 200 грамм,
Свекла отварная 200 грамм,
Лук репчатый 70 грамм,
Грибы грузди соленые 200 грамм,
Соевый майонез 150 грамм,
Морская соль

Вегетарианский аналог сельди под шубой

У меня нет салатной формы, поэтому сделала что-то похожее на нее из картона, хотя потом догадалась, что можно было отрезать часть бутылки от воды. Получилось бы кольцо.
В принципе от сельди под шубой салат мало чем отличается. В самый низ идут грузди, затем лук.

Вегетарианский аналог сельди под шубой

Есть смысл лук замариновать слегка.

Вегетарианский аналог сельди под шубой

Овощи натираем на тонкой терке.

Вегетарианский аналог сельди под шубой

На лук выкладываем картофель и промазываем его слоем майонеза.

Вегетарианский аналог сельди под шубой

Вегетарианский аналог сельди под шубой

Затем выкладываем морковь, потом свеклу и тоже смазываем ее майонезом.

Вегетарианский аналог сельди под шубой

Вегетарианский аналог сельди под шубой

Можно, в принципе, промазывать каждый слой, но сверху и в середине вполне достаточно. Снимаем аккуратно салатное кольцо, получаются симпатичные яркие слои.

Украсить салат можно зеленью и грибами. Видела у кого-то в рецепте «шубки» кислое яблоко, но сама его добавлять не пробовала.

Идейно-тематическое содержание «На дне»

Идейно-тематическое содержание. Человек всегда оставался главным героем произведений Горького. Писатель любил людей, поэтому он выступал против всего, что принижало Человека. Одна­ко любовь к людям не мешала Горькому объективно изображать своих героев.

В центре действия драмы «На дне» не столько человеческие судьбы, сколько столкновений идей, спор о человеке, о смысле жиз­ни. Центром этого спора является проблема правды и лжи, воспри­ятие жизни такой, какой она есть на самом деле, со всей ее безыс­ходностью и своей правдой. Спор начинается до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода. Автор спорит сам с собой. Если в ранних произведениях Горький изображал босяков в романтическом ореоле, то в отвергнутых обществом обитателях ночлежки ему не удается найти положительных черт. Жестокость героев по отношению друг к другу разрушает авторские иллюзии. Появление Луки вносит в драматическое действие новую струю. Он утешает людей, прибегая ко лжи, как средству против боли.

Горький писал о смысле пьесы: «Основной вопрос, который я хо­тел поставить, это что лучше — истина или сострадание? Что нужно? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общечеловеческий».

Одним из идейных центров пьесы становится рассказ Луки о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль стран­ника заключена в словах о всесилии добра: «Человек может добру научить…». Идейная борьба в пьесе разворачивается вокруг таких понятий как допустимая ложь и правда. Считается, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Однако в дей­ствительности спорит с Лукой сам автор. Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, человек, постоянно живущий во лжи, привыкает к ней и примиряется со своей убогой реально­стью. А это приводит к тому, что он соглашается терпеть, не протес­тует и не пытается вырваться из оков этой жизни. Это был спор Горького-человека с Горьким-писателем. О несостоятельности, с точки зрения автора, теории Луки говорили неудачно сложившиеся судьбы ночлежников. Трагическая развязка пьесы — своего рода приговор проповеди терпения и покорности и в то же время утвер­ждение необходимости борьбы за правду, за Человека.

Критика того времени не приняла концепцию автора и воспри­няла пьесу иначе. Основной мотив, связанный с Лукой, трактовал­ся как примирение с жизнью и чувством жалости к человеку. Сего­дня проповеди Луки о жалости к человеку и милосердии чрезвычайно актуальны, и пьеса Горького приобретает современ­ную значимость.

К решению главной проблемы пьесы можно подойти и с религи­озных позиций.

При решении главного вопроса пьесы о лжи во спасение и прав­де сталкиваются две концепции: Луки и Сатина. Лука проповедует традиционную православную точку зрения: есть «люди», а есть «че­ловеки», как «есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля…». Все обитатели ночлежки всего лишь люди. Поэтому един­ственная благодать, которая им будет дарована, — смерть. Вот по­чему Лука убеждает Анну встретить смерть как долгожданное из­бавление от мучительного существования.

Атеистическая концепция сформулирована автором устами Са­тина. Сатин объявляет человека ответственным за свою судьбу, свободным в выборе поступков. В пьесе, соответственно, восторже­ствовала точка зрения автора: вера в человека одержала победу над верой в Бога.

В любом случае ответа на главный вопрос, сформулированный Горьким: «Что лучше: истина или сострадание?» — в пьесе нет.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Пряный куриный паштет с бренди
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector