Brotbufet.ru

ГастроБар "БротБуфет"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Могучая кучка»; история, вклад и значение в русской музыкальной культуре

«Могучая кучка» — история, вклад и значение в русской музыкальной культуре

«Могучая кучка» — творческое содружество, которое сыграло большую роль в русской музыкальной культуре. Оно состояло из гениальных композиторов, в произведениях которых отражались передовые идеи популярного в то время демократического движения.

Члены «Могучей кучки» считали себя последователями великих мастеров – А.С. Даргомыжского и М.И. Глинки. В 1860-х годах все страну охватил демократический подъем, вся интеллигенция боролась за прогрессивные идеалы — как в общественной жизни, так и в культуре.

  • В литературе появляется журнал «Современник»,
  • в живописи – «Артель художников»;

эти группы людей противопоставляют себя официальным, классическим обществам. «Могучая кучка» также становится своеобразным антагонистом академической рутины.

Главный лозунг – не отрываться от жизни! Главное в музыке – национальная направленность!

Состав «Могучей кучки» практически не менялся за все время её существования: основными членами были М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи.

Все эти яркие, выдающиеся, талантливые люди однажды встретились и, увидев друг в друге единомышленников, объединились в музыкально содружество, получившее название «Балакиревский кружок», а позже – «Могучая кучка», или «Группа пяти». Идейным вдохновителем был Владимир Васильевич Стасов, музыкальный критик – фактически, он являлся шестым членом «Могучей кучки», хоть и не был композитором. Он же дал содружеству и название – в своей статье «Славянский концерт г. Балакирева». Сами члены Балакиревского кружка ввели такое понятие, как «Новая русская музыкальная школа». Свои идеи они несли в народ: в качестве просветительской деятельности композиторы «Могучей кучки» образовали бесплатную музыкальную школу.

Особенности творчества «Могучей кучки»

В творчестве всех пятерых преобладают народные, сказочные мотивы, часто встречаются сюжеты из истории России – композиторы постоянно ищут нравственные идеалы в исконных началах. В связи с этим, важнейшей опорой для них была народная песня (и русская, и восточная) – они собирали старинные крестьянские напевы, в которых видели корни национального русского мышления. Далее мотивы обрабатывались и воплощались в их творчестве. Кроме того, Балакирев и Римский-Корсаков собрали песни в отдельный сборник – «Сорок русских народных песен» (1860).

Что касается интонационной выразительности, «кучкисты» опирались на творчество Александра Сергеевича Даргомыжского. В его операх «Каменный гость» и «Русалка», как считали члены содружества, наиболее точно и ясно выражаются идеи, «слова». Даргомыжский, как и Глинка, был для них отцом-основателем музыкальной культуры России.

Практически всем произведениям «кучкистов» свойственны:

  • размах,
  • большие размеры,
  • эпическая широта.

В камерном же творчестве ярко проявил себя только Бородин. Однако в фортепианной литературе выделились Балакирев («Исламей») и Мусоргский («Картинки с выставки»).

Главным противником «Могучей кучки» была академическая школа, а особенно – Петербургская консерватория, которую возглавлял в то время А.Г. Рубинштейн. Члены содружества критиковали «консерваторов» за то, что те слишком тщательно следуют традициям и не признают других путей развития музыки в России, в том числе и национально-народных. Однако со временем конфликт сглаживался, и в 1871 году Римский-Корсаков даже стал профессором Петербургской консерватории.

История содружества и его последователи

«Могучая кучка» распалась в средине 1870-х годов. Причин этому было много: как лежащих на поверхности (отстранённость Балакирева из-за душевного кризиса), так и более глубоких (творческие расхождения между «кучкистами»: например, Мусоргский и Балакирев сочли Римского-Корсакова перебежчиком и предателем). Это, в общем-то, неудивительно: такие гении не могли долго находиться в одной группе, каждому был необходим индивидуальный творческий рост.

Но с распадом «Могучей кучки» никуда не пропали их идеи – ещё многие русские композиторы создавали свои произведения под их влиянием. Благодаря Римскому-Корсакову, кучкистская деятельность стала активно развиваться в Петербургской консерватории. Появился «беляевский кружок», возглавлял который сам композитор. По словам Римского-Корсакова, «беляевский кружок» нельзя считать абсолютным продолжателем «балакиревского кружка», ведь

«…кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, а кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперёд; «балакиревский» был революционный, «беляевский» же —прогрессивный…».

Среди композиторов, творящих на рубеже веков, продолжателями традиций «Могучей кучки» можно по праву считать Александра Глазунова, Анатолия Лядова, Александра Гречанинова и многих других.

Читайте так же:
Салат «Инь и Янь»

Значение «Могучей кучки» для русской музыки и культуры

Сложно переоценить музыкальный вклад творчества «Могучей кучки» в русскую музыку.

В их операх впервые:

  • стала ярко видна национальная характерность,
  • появились размах и народно-массовые сцены.

Композиторы стремились к яркости, стремились донести до народа свои идеи через запоминающиеся образы и эффектные картины.

Произведения «Могучей кучки» или «великой пятерки» русских композиторов вошли в мировую музыкальную сокровищницу.

Огурец Могучая кучка F1

Высокая всхожесть
Гарантия качества
Низкие цены
Быстрая доставка

  • Посев на рассаду: Март- Апрель
  • Посев на теплицу: Май
  • Высадка в грунт: Май- Июнь
  • Сбор урожая: Июль- Сентябрь
  • Схема посадки: 50х60 см
  • Масса плодов: 90-100 г

Посадка универсальна: подойдут как огородные, так и тепличные условия. Высадка рассады в теплицы производится в мае-июне. Важно заранее её закалить. Расстояние между лунками составляет от 50 до 60 см.

Культура имеет высокий иммунитет к заболеваниям. Неприхотлива в уходе. Требуется регулярные полив, прополка и рыхление почвы. Также следует не забывать об удобрении почвы.

Огурцы начинают собирать с середины второго месяца лета. Карликовые огурчики прекрасно подходят для приготовления маринадов.

Интернет-магазин доставляет покупателям заказы по всей территории РФ. При оформлении покупки вы можете выбирать любой удобный для вас способ доставки отправления. Основные варианты:

  1. Почта России – наземная доставка оплачивается клиентом по тарифам почты россии.
  2. Почта России – авиа, ускоренная доставка стоит 300 рублей дополнительно к стоимости стандартного тарифа почты россии. Услуга будет интересна жителям регионов, которые не могут получить отправление стандартным способом.
  3. Курьерская служба СДЭК – доставка в пункт выдачи, оплата услуг по тарифам за счет клиента, на территории РФ есть свыше 500 пунктов выдачи.
  4. Курьерская служба СДЭК – до двери, оплата по тарифам СДЭК, деньги вносит клиент.
  5. При оформлении заказа на сумму 5000 рублей и более магазин просит покупателей вносить предоплату в размере 50% от суммы сделанного заказа (можно больше). Квитанция будет сформирована автоматически после совершения онлайн покупки через сайт.

Почта России

Самый часто выбираемый пользователями вариант. Он выгоден для покупателя, так как транспортные услуги оплачивает интернет-магазин. Предоплат нет, рисков тоже, отправка товара осуществляется наложенным платежом после получения отправления. График доставки – еженедельный. Ответственная за сохранность посылок организация – ФГУП «Почта России».

Курьерская служба доставки с 2000 года предоставляет логистические услуги населению. Она доставляет товары разных габаритов, категорий, групп, ценности по СНГ и миру. Типы отправки товаров:

  • до пункта выдачи;
  • курьером.

Если вы оформили доставку в пункт самовывоза, по ее прибытию на телефон придет оповещение. Отделений СДЭК быстро, выбирайте ближайшее к вам. Большинство находится возле транспортных развязок, то есть в центре города. Оформление яркое, узнаваемое. Процесс выдачи быстрый, не забудьте взять с собой паспорт. Сотрудники СДЭК не консультируют по характеристикам товара, качество и количество не проверяют. Если обнаружите факт несоответствия содержимого отправления заявленному, позвоните нам.

  1. Наложенный платеж – получайте товар и вносите оплату за него в отделении почты России.
  2. Квитанция для онлайн перевода – осуществить транзакцию можно через мобильный банкинг и в любом отделении финансового учреждения по реквизитам.

Делая предоплату, вы ничем не рискуете, поскольку наш магазин имеет надежную репутацию.

Читайте так же:
Салат «Мечта мужчины»

Роль содружества «Могучая кучка» в русской культуре

Содружество композиторов 60-х годов 19 века, известный также под названием «Новая русская музыкальная школа». В этот кружок входили Милий Алексеевич Балакирев, Цезарь Антонович Кюи, Александр Порфирьевич Боородин, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский- Корсаков. Программа содружества сложилась под влиянием передовых демократических идей середины 19 века. Они продолжали традиции Михаила Ивановича Глинки – основоположника русской классической музыки, боролись за развитие национального стиля в русской музыки. Пропагандировали русское искусство зарубежом, создали Русское музыкальное общество – прообраз современной филармонии, где выступали со своими произведениями. Каждый из них помимо музыки имел гражданскую профессию, например: Римский-Корсаков – военный моряк, Мусоргский – военный подпрапорщик, Бородин – знаменитый химик и т.д. Основой музыкальных произведений композиторов кружка стала народная музыка. Их идеи оказали влияние на дальнейшее развитие русской музыки. Пример: Мусоргский цикл «Картинки с выставки», Бородин — опера «Князь Игорь», Римский-Корсаков написал 15 сказочных опер.

"Могучая кучка"

Творч. содружество рус. композиторов, сложившееся в кон. 50 — нач. 60-х гг. 19 в. Известно также под назв. "Новая русская музыкальная школа", Балакиревский кружок. В "М. к." входили М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Временно примыкали к ней А. С. Гуссаковский, H. H. Лодыженский, Н. В. Щербачёв, отошедшие впоследствии от композиторской деятельности. Источником образного наименования послужила статья В. В. Стасова "Славянский концерт г. Балакирева" (по поводу концерта под упр. Балакирева в честь слав. делегаций на Всероссийской этнографич. выставке в 1867), к-рая заканчивалась пожеланием, чтобы слав. гости "навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов". Понятие "Новая русская музыкальная школа" было выдвинуто самими членами "М. к.", считавшими себя последователями и продолжателями дела старших мастеров рус. музыки — М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Во Франции принято назв. "Пятёрка" или "Группа пяти" ("Groupe des Cinq") по числу осн. представителей "М. к.".

"М. к." — одно из вольных содружеств, к-рые возникали в пору демократич. подъёма 60-х гг. 19 в. в разл. областях рус. художеств. культуры с целью взаимной поддержки и борьбы за прогрессивные обществ. и эстетич. идеалы (лит. кружок журн. "Современник", "Артель художников", "Товарищество передвижных художественных выставок"). Подобно "Артели художников" в изобразит. иск-ве, противопоставившей себя официальному курсу Академии художеств. "М. к." решительно выступала против косной академич. рутины, отрыва от жизни и пренебрежения совр. требованиями, возглавив передовое нац. направление в рус. музыке. "М. к." объединила наиболее талантливых композиторов молодого поколения, выдвинувшихся в кон. 50 — нач. 60-х гг., за исключением П. И. Чайковского, к-рый не входил ни в какие группы. Руководящее положение в "М. к." принадлежало Балакиреву (отсюда — Балакиревский кружок). Тесно связан с ней был Стасов, сыгравший важную роль в выработке общих идейно-эстетич. позиций "М. к.", в формировании и пропаганде творчества отдельных её членов. С 1864 систематически выступал в печати Кюи, муз.-критич. деятельность к-рого во многом отражала взгляды и тенденции, присущие всей "М. к.". Её позиции находят отражение и в печатных выступлениях Бородина, Римского-Корсакова. Центром муз.-просвет. деятельности "М. к." явилась Бесплатная музыкальная школа (создана в 1862 по инициативе Балакирева и Г. Я. Ломакина), в концертах к-рой исполнялись произв. членов "М. к." и близких ей по направлению рус. и заруб. композиторов.

Основополагающими принципами для композиторов-"кучкистов" были народность и национальность. Тематика их творчества связана преим. с образами нар. жизни, историч. прошлого России, нар. эпоса и сказки, древними языч. верованиями и обрядами. Мусоргский, наиболее радикальный из членов "М. к." по своим художеств. убеждениям, с огромной силой воплотил в музыке образы народа, многие его произв. отличаются открыто выраженной социально-критич. направленностью. Нар.-освободит. идеи 60-х гг. получили отражение в творчестве и др. композиторов этой группы (увертюра "1000 лет" Балакирева, написанная под впечатлением статьи А. И. Герцена "Исполин просыпается"; "Песня тёмного леса" Бородина; сцена веча в опере "Псковитянка" Римского-Корсакова). Вместе с тем у них проявлялась тенденция к известной романтизации нац. прошлого. В древних, исконных началах нар. жизни и мировоззрения они стремились найти опору для утверждения позитивного нравственного и эстетич. идеала.

Читайте так же:
Салат чесночносырный моментальный

Одним из важнейших источников творчества служила для композиторов "М. к." нар. песня. Их внимание привлекала гл. обр. старинная традиц. крестьянская песня, в к-рой они усматривали выражение коренных основ нац. муз. мышления. Характерные для "кучкистов" принципы обработки нар. песенных мелодий нашли отражение в сб. Балакирева "40 русских народных песен" (составлен Балакиревым на основе собств. записей, сделанных во время поездки по Волге с поэтом Н. В. Щербиной в 1860). Много внимания уделял собиранию и обработке нар. песен Римский-Корсаков. Нар. песня получила разнообразное преломление в оперном и симф. творчестве композиторов "М. к.". Они проявляли также интерес к фольклору др. народов, особенно восточных. Вслед за Глинкой "кучкисты" широко разрабатывали в своих произв. интонации и ритмы народов Востока и тем самым способствовали возникновению у этих народов собственных нац. композиторских школ.

Творч. деятельность "М. к." — важнейший историч. этап в развитии рус. музыки. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы-"кучкисты" обогатили её новыми завоеваниями, особенно в оперном, симф. и камерном вок. жанрах. Такие произв., как "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Садко" Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам рус. оперной классики. Общие их черты — нац. характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургич. значение нар.-массовых сцен. Стремление к живописной яркости, конкретности образов присуще и симф. творчеству композиторов "М. к.", отсюда большая роль в нём программно-изобразит. и жанровых элементов. Бородин и Балакирев явились создателями рус. нац.-эпич. симфонизма. Римский-Корсаков был непревзойдённым мастером орк. колорита, в его симф. произведениях преобладает картинно-живописное начало. В камерном вок. творчестве "кучкистов" тонкий психологизм и поэтич. одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпич. широтой. Менее значит. место в их творчестве занимают камерные инстр. жанры. В этой области произведения выдающейся художеств. ценности были созданы только Бородиным, автором двух струн. квартетов и фп. квинтета. Уникальное место в фп. лит-ре по оригинальности замысла и колористич. своеобразию занимают "Исламей" Балакирева и "Картинки с выставки" Мусоргского.

В своей новаторской устремлённости "М. к." сближалась с передовыми представителями зап.-европ. муз. романтизма — Р. Шуманом, Г. Берлиозом, Ф. Листом. Высоко ценили композиторы-"кучкисты" творчество Л. Бетховена, к-рого они считали родоначальником всей новой музыки. Вместе с тем в их отношении к муз. наследию добетховенского периода, а также к ряду явлений совр. им заруб. иск-ва (итал. опера, Р. Вагнер и др.) проявились черты одностороннего негативизма и предвзятости. В пылу полемики и борьбы за утверждение своих идей ими высказывались иногда слишком категорические и недостаточно обоснованные отрицат. суждения.

В рус. муз. жизни 60-х гг. "М. к." противостояло академич. направление, центрами к-рого были РМО и Петерб. консерватория во главе с А. Г. Рубинштейном. Этот антагонизм был до известной степени аналогичен борьбе веймарской школы и лейпцигской школы в нем. музыке сер. 19 в. Справедливо критикуя "консерваторов" за чрезмерный традиционализм и проявлявшееся ими порой непонимание нац.-своеобразных путей развития рус. музыки, деятели "М. к." недооценивали значения систематич. проф. муз. образования. С течением времени острота противоречий между этими двумя группировками смягчалась, они сближались по ряду вопросов. Так, Римский-Корсаков в 1871 вошёл в состав профессоров Петерб. консерватории.

Читайте так же:
Слоёный салат со шпротами

К сер. 70-х гг. "М. к." как сплочённая группа перестала существовать. Отчасти это было вызвано тяжёлым душевным кризисом Балакирева и его отходом от активного участия в муз. жизни. Но гл. причина распада "М. к." — во внутр. творч. расхождениях. Балакирев и Мусоргский неодобрительно отнеслись к педагогич. деятельности Римского-Корсакова в Петерб. консерватории и рассматривали это как сдачу принципиальных позиций.

Дата добавления: 2016-07-18 ; просмотров: 2786 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Могучая кучка: состав композиторов

Это вовсе не классическое словосочетание — довольно часто употребляемый термин, когда речь идет о классической музыке второй половины 19 века. ProstoSound выяснял, кто из композиторов в нее вошел, как появилось это название, кто был идеологом, и каково же творческое наследие композиторов – членов «Могучей кучки».

Изначально, композиторы, объединившиеся в творческий союз, называли себя «Балакиревский кружок» или «Новая русская музыкальная школа». Название же «Могучая кучка» возникло благодаря статье Владимира Стасова «Славянский концерт г. Балакирева». Статья посвящалась концерту, проходившему на Всероссийской этнографической выставке в 1867 году. Музыканты, выступавшие на этом концерте под управлением Милия Балакирева, представляли славянскую делегацию на выставке. Статья заканчивалась пожеланием, чтобы славянские гости «навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Еще одно название этого содружества композиторов и музыкантов — «Пятерка» («Groupe des Cinq») по числу основных представителей «Могучей кучки».

60-е годы 19-го века, отличавшиеся демократичными веяниями во всех сферах общественной жизни России, принесли с и новые формы создания содружеств в различных областях русской культуры (литература, живопись, музыка). Они воспевали новые, демократические идеалы, проповедовали прогрессивные эстетические взгляды и идеи. Примерами могут быть литературный кружок журнала «Современник», «Артель художников», «Товарищество передвижных художественных выставок». «Могучая кучка» была таким «альтернативным» содружеством в области музыки. Этот коллектив музыкантов отметал академическую рутину, оторванную от современных тенденций в музыке и жизни как таковой. Члены «Могучей кучки» были проводниками передовых идей в музыке, да и в русской культуре второй половины 19-го века в целом.

Состав: В «Могучую кучку» входили Милий Балакирев, Александр Бородин, Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков. Временно примыкали к ней Аполлон Гуссаковский, Hиколай Лодыженский, Николай Щербачёв, отошедшие впоследствии от композиторской деятельности. Первые пятеро — наиболее талантливые композиторы молодого поколения, проявившего себя в конце 50-х — начале 60-х годов 19 века. Современником членов «Могучей кучки» был и Петр Чайковский, но он предпочитал самостоятельное творчество и не входил ни в какие группы. Руководителем, идеологом «Могучей кучки» был Балакирев (отсюда и первое название — «Балакиревский кружок»).

Важную роль в жизни «Могучей кучки» сыграл все тот же Владимир Стасов, он вырабатывал идейно-эстетические позиции «Могучей кучки», активно участвовал в формировании и пропаганде творчества отдельных её членов, по нынешним меркам был промоутером данного содружества композиторов. С 1864 систематически выступал в печати и Кюи, который был не только композитором, но и музыкальным критиком. Материалы, выходившие из-под его пера и публиковавшиеся в прессе, во многом отражали взгляды всех членов «Могучей кучки». В 1862 году по инициативе Милия Балакирева была создана Бесплатная музыкальная школа.

В основе произведений композиторов-«кучкистов» — народность музыки, ее близость к корням. Аналогично, и в тематике их творчества преобладают образы, взятые из народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки и даже древних языческих верований и обрядов. Модест Мусоргский, наиболее радикальный из членов «Могучей кучки», наиболее ярко воплощал в своей музыке народные образы. Народно-освободительные идеи того времени нашли отражение в творчестве и других композиторов «Пятерки». К примеру, Балакирев писал свою увертюру «1000 лет» под впечатлением статьи Александра Герцена «Исполин просыпается». «Песня тёмного леса» Бородина или сцена вече в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова также пропитаны революционным духом и стремлением к демократическим изменениям. Вместе с тем, в творчестве композиторов «Могучей кучки» романтизировано национальное прошлое, происходит поиск позитивного нравственного и эстетического идеала в древних, исконных началах народной жизни.

Читайте так же:
Нежный салат с моцареллой

Одним из важнейших источников творчества служила для композиторов «Могучей кучки» народная песня. Их внимание привлекала главным образом старинная традиционная крестьянская песня как основа национального музыкального мышления. Балакирев вместе с поэтом Николаем Щербиной в 1860 отправился в путешествие по Волге, в ходе которого записывал народное крестьянские песни, затем, сделав их обработку, издал сборник «40 русских народных песен». Много внимания уделял собиранию и обработке народных песен Римский-Корсаков. Народная песня получила разнообразное преломление в оперном и симфоническом творчестве композиторов. Они проявляли также интерес к фольклору других народов. Вслед за Глинкой «кучкисты» широко разрабатывали в своих произведениях интонации и ритмы народов Востока и тем самым способствовали возникновению у этих народов собственных национальных композиторских школ.

Творчество таких композиторов, как Михаил Глинка и Александр Даргомыжский, «кучкисты» считали своей основой, именно этих композиторов балакиревцы считали родоначальниками русской классической оперы. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы «Могучей кучки» обогатили русскую классическую музыку новыми завоеваниями, особенно в оперном, симфоническом и камерном вокальном жанрах. Такие произведения, как «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам русской оперной классики. Эти произведения глубоко индивидуальны по композиторскому почерку, но у них есть и много общего — национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургическое значение народных сцен. Большинство произведений композиторов-членов – это живопись, воплощенная в музыке. Симфонические произведения способны передавать яркие образы. Бородин и Балакирев — создатели такого жанра, как русский национально-эпический симфонизм. В их произведениях буквально оживают герои легенд и эпосов. В камерном вокальном творчестве «кучкистов» тонкий психологизм и поэтическая одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпической широтой. Уникальное место среди произведений для фортепиано по оригинальности замысла и колориту занимают «Исламей» Балакирева и «Картинки с выставки» Мусоргского.

Новаторство композиторов «Могучей кучки» сближало их творчество работами западно-европейской музыкальной школы, школы романтизма — Робертом Шуманом, Гектором Берлиозом, Ференцом Листом. А Людвига ван Бетховена «кучкисты» вообще считали родоначальником всей новой музыки, отметая все созданное в «добетховенский» период. К слову, итальянскую оперу в среде композиторов и музыкантов, разделявших взгляды членов «Могучей кучки», также отрицали как вид музыкального искусства, хотя многие из итальянских композиторов – «оперников» были современниками «Пятерки».

Однако постепенно, радикализм суждений членов «Могучей кучки» начал смягчаться и к середине 70-х годов 19-го века содружество, как сплочённая группа единомышленников, перестало существовать. Отчасти это было вызвано с тяжёлым душевным кризисом Балакирева и его отходом от активного участия в музыкальной жизни. Но главная причина распада «Могучей кучки» — во внутренних творческих расхождениях. Балакирев и Мусоргский неодобрительно отнеслись к педагогической деятельности Римского-Корсакова в Петербургской консерватории и рассматривали это как сдачу принципиальных позиций.

«Кучкизм», как направление продолжал развиваться и далее. Эстетические принципы и творчество «Могучей кучки» оказали влияние на многих русских композиторов более молодого поколения, как например Беляевский кружок, но ни одно из последующих объединений не имело такой единой идейной базы, как «Могучая кучка» .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector