Brotbufet.ru

ГастроБар "БротБуфет"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Салат «Потешные огни»

Салат «Потешные огни»

Вечера с Петром Великим

Сообщения и свидетельства господина М.

Художественное оформление Е. Ю. Шурлаповой

© Д. А. Гранин, 2014

© ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2014

Прибрежный корпус санатория стоял заколоченный. В нем жили летучие мыши, просто мыши и привидения. После ужина, раздвинув доски, мы поднимались по широкой мраморной лестнице, мимо разбитых ваз, шли через залы на галерею. Под ногами хрустели осколки бутылок, валялись бумажные стаканчики, окурки. Линолеум был содран, перегородки разобраны, углы завалены железными кроватями, обои висят лохмотьями. Разруха обнажила старый дворец. В большом зале остался ломаный камин, весь заваленный бутылками. Пахло пометом, мочой, тленом.

Мы выходили на галерею. От парка поднималось тепло. Был виден залив, над темным обрывом горизонта в небе горело розовое зарево вечернего Петербурга.

В парке шумел водопад.

Молочков рассказывал, кто тут гулял при Петре, при Екатерине. Он их всех знал.

Привидения иногда спускались в парк, их видели в каменных беседках.

На галерее стояли скамейки, круглый столик и одно плетеное кресло. Оно было отдано профессору Челюкину.

В нем все соответствовало крупному ученому: аккуратная седая бородка, перстень, глубокий бас, даже имя-отчество – Елизар Дмитриевич. Занимался он лесными букашками-вредителями, обожал всю эту суетливую мелочь – жучков, червячков, таракашек, написал о них несколько монографий. Леса, которые они портили, он тоже любил.

– Человек – это не только человек, – возглашал Елизар Дмитриевич, – это еще и звезды, и божья коровка, и гадюка.

Санаторий назывался «Канюк». Говорили, что есть такая птица. Больные называли его «Каюк». Это было справедливо, санаторий разваливался. За нами никто особо не смотрел, мы жили свободно, лениво, Гераскин приносил «маленькие», Антон Осипович – соленые огурцы и соленые помидоры, раздавал их, спрашивал: «Что сказал Чехов?» – и сам отвечал: «Сколько ученые ни думали, лучше закуски, чем соленый огурец, придумать не могли».

Антон Осипович соблюдал порядок – мы должны были произносить тосты, чокаться, пить с перерывами и без принуды.

Первым хмелел Молочков. Если его не завести, то он удалялся в себя, что-то шептал, бормотал, чему-то улыбался. Заводили его на исторические темы. Он был историк, хотя всячески открещивался, утверждал, что он всего лишь учитель, дилетант, недоучка, что у него нет научных работ.

Всю жизнь он увлекался петровским временем; стоило ему начать рассказывать про Петра, голубые глазки расцветали, голос креп, вялое лицо оживало.

В том, петровском, окружении у него имелись друзья и недруги, придворные дела волновали больше, чем нынешние.

Однажды он появился расстроенный, хлопнул стопку водки не закусывая, еще одну, после чего сообщил, что в Лондоне на аукционе продали архив Петра Андреевича Толстого. Кому – неизвестно. Наши, конечно, проморгали, да и наверняка не стали бы тратиться. Хоть бы одним глазком взглянуть – что там было. Видать, те документы, что Толстой вывез при заграничной своей командировке.

Читайте так же:
Салат strong«strongСердце ангелаstrong»strong

Петр Андреевич Толстой, пояснил он Гераскину, был правитель Тайной канцелярии, крупный сановник, может, третье лицо в государстве – примерно как Берия при Сталине, если считать вторым Маленкова. Что он мог вывезти? По-видимому, компромат на некоторых деятелей. Куда-то в надежные места пристроил. За такие материалы он, Молочков, все бы отдал.

Гераскин на это засмеялся:

– Да что у вас есть? Одно название – учитель. И то уволенный. А учитель, известно, низший член нашего общества.

Специальность Гераскина была резать правду-матку, и он резал ее с удовольствием, поскольку видел себя представителем исчезающего класса пролетариев. С падением советской власти, говорил он, царство рабочих и крестьян кончилось. Взять нашу компанию – профессор, учитель, чиновная шишка – это Антон Осипович; не то актер, не то художник, не разбери-поймешь, – это Серега Дремов и им подобные, один он, Евгений Гераскин – представитель прежнего Его Величества рабочего класса, ныне шофер-дальнобойщик, занятый перевозками сомнительных грузов по сомнительным адресам.

Молочков метался по галерее, отшвыривая ногами бутылки. Мы никогда не видели его таким расстроенным. Как будто этот архив похитили у него. Петра Толстого он всегда терпеть не мог. Проныра. Двуличник. Лжец. Недаром государь подозревал его, вот и выявился: вор, злодей, преступник, шутка ли – похитить государственные бумаги.

– И что там уж такого значащего? – поинтересовался профессор.

Молочков руками всплеснул – все, все значимо, там наверняка были материалы следствия по царевичу Алексею, тайна его гибели, дела по Долгоруким, может, и на саму государыню.

– Если бы компромат на нынешних – не пожалели бы денег, – рассуждал Антон Осипович.

Вечерние птицы влетали в разбитые окна дворца, Гераскин со стуком резал последний огурец.

– Вот вы говорите, злодей, – продолжал Антон Осипович, – а может, он хотел наоборот – злодейство опубликовать. Вы напрасно отмахиваетесь, я убедился – люди злодейства совершают большей частью не по своей воле. Возьмите: такой, можно сказать, классический злодей, как Лаврентий Павлович Берия. Я вам как-нибудь про него сообщу такой позитив, ахнете. Благодарные народы ему вполне могли памятник ставить. Шекспировский персонаж, шекспировская трагедия.

Это было что-то новое, обычно Антон Осипович сообщал нам о всяких темных делишках наших начальников – похоже, кадровики делились между собой информацией, иначе откуда бы ему знать столько про министров, губернаторов, депутатов, про их детей, любовниц, виллы, обслугу и доходы.

Мы устали от его обличений, от своей бессильной злости. Злость хороша как приправа, все это жулье, что обворовывало и обманывало нас в последнее время, – оно еще отравляло нас ненавистью, не хотелось больше слушать о них.

Нас больше влекло прошлое, когда Россия мужала, поднималась как на дрожжах… Молочков рассказывал о том времени горячо и странно.

Странность же заключалась в том, что все, что происходило с Петром, происходило как бы в присутствии Молочкова. Он являлся к нам из другой эпохи и торопился сообщить новости.

Читайте так же:
Слоеный салат Трио

Как-то, когда Молочков вышел, Серега Дремов произнес:

Ничего удивительного в этом для Челюкина не было, он считал, что самый неизученный феномен – это Время. Каждый живет в своем времени. Например, Антон Осипович остался жить в Советском Союзе. Сам Челюкин обитал в том быстротекущем времени, в каком жили его сезонные букашки, а то и однодневки.

– Врет, как очевидец, – сказал Антон Осипович, подчеркивая слово «врет», хотя нас поразило «очевидец», – а ведь именно очевидцы-то и перевирают – заботятся о впечатлении, им надо удивить, ужаснуть, обрадовать.

– Чего вы хотите, – обращался к нам Серега Дремов, – разве мы больше знаем, что там за Кремлевскими стенами? Тоже гадаем, ловим слухи.

О чем-то Молочков явно умалчивал: говорит-говорит и вдруг оборвет себя. Иногда злился на кого-то из петровских деятелей: только и знают толковать, кто ближе государю, кого куда назначат.

Признался в своих симпатиях к Анне Монс, любовнице Петра.

Насчет Меншикова выразился так: «Раз государь держит его, не удаляет, значит, есть основания».

Или вдруг: «Мне кажется, Меншиков благородного происхождения».

Дремову нравилось воображать, будто Молочков встречался с Петром Великим, однажды он попробовал подступиться к этой теме, Молочков ответил: нет, мол, не получилось.

Серьезный его тон смутил Серегу. Гераскин погрозил пальцем: «Не вникай, не нашего ума это дело».

Посидев в тюрьме, Гераскин твердо усвоил, что все люди психи, у каждого свой Фантомас, у одних торчит, у других спрятан. Мир полон чудес, чудеса украшают жизнь, и не надо их разоблачать. Что касается Времени, то все как нельзя просто:

Потешные огни, окрошка и ботики: в «Царицыне» стартовал фестиваль «Русское поле»

Потешные огни, окрошка и ботики: в «Царицыне» стартовал фестиваль «Русское поле»

Фестиваль славянского искусства «Русское поле» открылся в музее-усадьбе «Царицыно». В Москве он проходит уже в пятый раз. В нем участвуют творческие коллективы из нескольких десятков регионов России, а также из Сербии, Болгарии, Белоруссии.

Центральная тема «Русского поля» в этом году — Москва как хранительница традиций России, поэтому площадки фестиваля названы в честь улиц и переулков города.

Всех желающих ждёт насыщенная и интересная программа: мастер-классы дружинников и стрельцов, а также выступления хоров и оркестров. Главным дирижёром на фестивале стал народный артист России Павел Овсянников. Художественный руководитель «Русского поля» — музыкант, создатель группы «Ва-Банкъ» Александр Ф. Скляр. Здесь выступят такие коллективы, как Хор Турецкого, хор Московского Сретенского монастыря, Кубанский казачий хор, Горан Брегович с оркестром.

Любители необычных ощущений могут отправиться на водную прогулку. Около 30 деревянных судов, в точности повторяющих древнерусские ладьи и ботики, будут перевозить москвичей с одного берега Верхнего Царицынского пруда на противоположный. Организаторы уверяют: это совершенно безопасно, потому что управлять лодками будут специально обученные реконструкторы из военно-исторических и морских клубов. Неподалёку от пассажиров будут находиться сотрудники МЧС. Колорит такой прогулке придадут и костюмы капитанов судов: их нарядят в историческую одежду. Необычная площадка называется «Речной вокзал».

Читайте так же:
Слоёный салат «Гусарский»

Всех гостей, которые проголодаются во время водной прогулки, ждут в шатре «Большая окрошка». Для приготовления этого угощения будет использовано около 1,3 тысячи литров настоящего вятского кваса. Посетителям предложат четыре вида окрошки: хлебную, домашнюю, купеческую и уральскую.

В программе также запланировано историческое световое шоу. Горожане увидят, как запускали потешные огни во времена правления Екатерины Великой. Шоу начнется в 21:50. Группы фейерверочных фигур установят рядом со Средним Царицынским прудом. Огненные фонтаны заставят мельницы вращаться вокруг оси со свистом, и вокруг фигур появится контур из искр разных цветов. В это же время с водной глади водоёма выпустят вверх залпы от римских свечей. Весь процесс будут контролировать пиротехники.

Фестиваль планируют сделать ежегодным — его проведение входит в планы ближайших трёх лет.

Потешные огни или что повторил Тесла

Про электрическое освещение прошлого уже говорят довольно много, разные версии и предположения звучат не только в блогах альтернативных искателей, но и с уст более-менее именитых ученых, в основном египтологов.

Ведь не ясно до сих пор, каким образом древние египтяне умудрялись делать барельефы в полумраке гробницы и тем не менее не оставить на стенах ни единого следа копоти от факела или огня. Также загадкой, но вполне объяснимой с официальной точки зрения остается тот факт, что на потолках дворцов, в частности Зимнего в Санкт-Петербурге отсутствует копоть от свечей. Объясняется это очень просто — каждый раз после бала специально обученные русские мужики обязательно в лаптях и в тулупе, как те обезьянки, залезали под потолок и отшкребали копоть и гарь. Другая версия более правдоподобная — что при реставрации, когда белили потолок уже было электрическое освещение, гарь просто закрасили и больше проблемы такой не было в принципе.
Но вот что интересно. Я нашел старенькие гравюры, которые изображают "потешные фейерверки" или "потешные огни" — своеобразное шоу-представление для царской семьи, с иллюминацией и фантастическими спецэффектами. Одним словом это нужно видеть.

И да, я верю, что в скором времени мы тоже сможем повторить эту технологию, как это делал Тесла. Как по мне на этих гравюрах четко можно увидеть индукционную схему безпроводной передачи энергии на разстояние. Я очень бы желал, чтобы моими поисками и поисками других энтузиастов в этом направлении заинтересовались не только обычные обыватели, но и выдающиеся светила науки, которые воспроизвели по крупицам того, что осталось, а также от наших домыслов и предположений эту технологию, которую уже смог повторить Никола Тесла.

Итак, что такое потешные огни?

Потѣшные огни ( иноск. ) фейерверкъ.
При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. В царствование Анны Иоанновны,Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины Великой многие торжества сопровождались фейерверками и иллюминацией с постановкой аллегорических композиций. Автором этих затей был Якоб Штелин. Так одним из самых грандиозных стал фейерверк в честь годовщины восшествия на престол Екатерины II 28 июня 1763 года. На Неве перед Летним садом, согласно общему замыслу Штелина, была построена временная деревянная галерея для императрицы. Примерный чертёж сооружений был прислан И. И. Бецким, а сооружал строенияЮ. М. Фельтен.

Читайте так же:
Салат «Дружная семейка»

Ага, где-то мы уже видели эти "потешные временные деревянные сооружения". Ведь точно — это "увеселительные заведения", построенные на реке Ходынке! Что-то всем больно весело жилось.

В 1775 году Екатерина II решила отметить заключение крайне выгодного Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. По рисункам великого Василия Баженова поле было распланировано в виде берегов Чёрного моря. В местах, где располагались турецкие крепости, были устроены различные увеселительные заведения: театры, балаганы, закусочные и пр.

Все строения были выполнены с размахом, но после окончания праздника пошли на слом, так как были построены из дерева (. ).

И последнее, что нам необходимо знать — это как при Екатерине применяли иллюминацию.

Иллюминация довольно давнее явление. Так, они были ещё при царствовании Екатерины I (1725—1727 годы). Иллюминация в то время представляла собой горящие бочки, набитые соломой или хворостом; или же просто зажженные кучи смолы или хвороста. Также применялись фонари, шкалики, плошки. Для иллюминации домов зажигали свечи перед аллегорическими картинами, которые вставляли в окна

Теперь внимательно разглядываем фейерверки и иллюминацию 18 века, которые появились сразу после предположительного потопа 1700 года. Сразу хочу обратить внимание, как светятся "шарики" наверху обелисков и шпилей, которые так неоднократно рисует Пиранези.

Вот это изображение — гвоздь коллекции. Оно показывает индукционный способ передачи энергии и фрактальные лампочки. Антенны наверху соборов и построек, которые я так часто разсматривал, светились так же.

Нечто подобное используется и сейчас, но уже с применением электричества и проводов, а не потешных горящих бочек.

Посмотрите, как ярко светятся "бочки".

Такие же фрактальные лампочки были и на Петропавловской крепости.

Где источник света на этой гравюре?

И везде летают античные боги в христианской России.

А вот целая выставка, посвященная "потешным огням". Сооружения, видимо, опять-таки деревянные.

Потихоньку становится понятно, почему масоны — это каменщики, и кто такие иллюминаты (лат. iluuminato — освещение).
Всем здравия и трезвого ума)

Праздник с огоньком. История фейерверков в Петербурге

3 января – День бенгальских огней и фейерверков.

3 января – День бенгальских огней и фейерверков. В настоящее время без пиротехники не проходит ни один праздник: во время январских каникул люди зажигают бенгальские огни дома и на улице, а в День города, 9 мая, День снятия блокады, праздник выпускников «Алые Паруса» и на Новый Год фейерверки и салюты, запущенные у стен Петропавловской крепости, озаряют петербургское небо. Праздники в Петербурге не всегда сопровождались фейерверками. Историк Алексей Доронин рассказал, как пиротехника появилась в России, и какими были самые яркие праздники в Северной столице XVIII-XIX веков.

Читайте так же:
Салат с болгарским перцем

«Потешные огни»

Во время царствования Петра фейерверки в Петербурге проходили очень часто – по случаю военных побед, праздников, народных гуляний и просто так, без повода. Царь даже ввел новое унтер-офицерское звание – «фейерверкер»: эти военные отвечали за поджог пиротехники и безопасность. Несмотря на это, пожары из-за фейерверков случались довольно часто, а окружающие получали ожоги. Сей факт не смущал самого Петра, наоборот, иногда царь для своего и общего увеселения направлял мелкие «потешные огни» прямо в толпу и хохотал, видя, как люди с криками разбегаются в разные стороны.

Фейерверк-по-царски

Таким Дедушка был не всегда.

Подобные огненные фигуры не были редкостью в Петербурге. «Фейерверкеры» за несколько дней до праздника строили декорации для сжигания в виде античных богов, героев и оружия. Из фитилей, пропитанных пиротехническим составом, создавали иллюминацию в виде больших щитов с картинками или надписями: они горели много часов подряд. С помощью декораций царь устраивал настоящие огненные театры с представлением в нескольких действиях. Традицию празднования Нового Года 1 января ввел тоже Петр I. Царь сделал праздничными семь первых январских дней, в течение которых люди должны были украшать свои дома еловыми венками и веселиться на полную катушку: разводить костры по всему Петербургу, палить из всевозможных орудий и зажигать бенгальские огни и римские свечи.

Огненная коронация

Любила «потешные огни» и императрица Анна Иоанновна. Во времена ее царствования на стрелке Васильевского острова был построен целый «Театр фейерверков», где проводили огненные спектакли. Также фейерверки проводили на Марсовом поле и на Дворцовой площади.

Фейерверк «Палладин» был устроен в честь коронации Екатерины II и стал лучшим в XVIII веке.

Одним из самых крупных стал фейерверк с названием «Палладин», устроенный в Петербурге в 1763 году по случаю коронации Екатерины II. «На Неве напротив Летнего сада была сделана плавучая платформа в виде острова, — рассказывает Алексей Доронин. – В центре этого острова стоял храм со статуей Афины, олицетворяющей российскую императрицу, а саму площадку украшали античные скульптуры и вазы. Вокруг всего это летали огненные струи, сливаясь в целую реку из огня. В центре композиции загорался вензель с инициалами Екатерины, а рядом с ним сверкали молнии. Это и сейчас бы смотрелось потрясающе, а для того времени было чем-то невообразимым!».

В настоящее время без пиротехники не проходит ни один праздник.

После революции 1917 года фейерверки в России были прекращены: последний из них был дан в 1915 году в честь взятия русскими войсками города Перемышля во время Первой Мировой войны. Фейерверки и бенгальские огни возродились лишь в 40-е годы, в период Великой Отечественной. С тех пор пиротехника в России развивается стремительно: в настоящее время существуют спецэффекты для помещений, горящие надписи, огненные фонтаны и многое другое. «Конечно, сейчас фейерверки гораздо мощнее и интересней, чем триста лет назад, — считает историк Доронин. – Если бы царь Петр жил в наше время, он бы «зажег»!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector